Проблемы качества подготовки учащихся и студентов класса гитары

Старший преподаватель Московского государственного института музыки им. А.Г.Шнитке Вадим Александрович Кузнецов (род. в 1961 г.) - выпускник Рязанского музыкального училища им. Г. и А. Пироговых и Государственного музыкально-педагогического института (ныне Российская академия музыки) им. Гнесиных, класс профессора А.К.Фраучи. С 1979 г. ведет активную концертную деятельность. Принимал участие в музыкальных фестивалях и конкурсах России, Европы и Латинской Америки, гастролировал во многих городах СНГ, в Бельгии, Германии, Норвегии, Польше. Лауреат IV Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (III премия) и V Международного конкурса гитаристов в Кракове (I премия), дипломант национальных и международных фестивалей и конкурсов. С 1995 года играет в дуэте с дипломантом Международного конкурса Ксенией Гитман. C 1980 по 2001 г. преподавал в Рязанском музыкальном училище. В настоящее время, кроме работы в институте, ведёт классы гитары в Музыкальном колледже МГИМ им. А.Г.Шнитке и детской школе искусств им. М.А.Балакирева. Автор статей по вопросам теории и практики исполнительства и обучения на классической гитаре, переложений и аранжировок для шестиструнной гитары и дуэта гитаристов. Становление отечественного исполнительства на классической гитаре не было лёгким и безоблачным. Преодоление многочисленных трудностей идеологического и экономического характера в советское время не могло не отразиться на его состоянии и развитии. Подвижнические усилия и искания энтузиастов постепенно вывели гитару на новую ступень: к концу 70-х началу 80-х годов открылись классы гитары почти во всех музыкальных училищах страны и в большинстве музыкальных вузов, включая московский ГМПИ им. Гнесиных. У гитаристов появилась реальная возможность повышения своего образовательного уровня. Результат не замедлил сказаться: во второй половине 80-х годов прошедшего века появились первые лауреаты международных конкурсов, а в течение последнего десятилетия выросло поколение молодых исполнителей и педагогов, для которых слово "классическая", применительно к гитаре, означает не просто название инструмента, но соответствующее музыкальное мышление, определённую культуру и эстетику звучания, академическую направленность исполнительства и методики обучения. Глубокие перемены в политико-экономической сфере, развитие коммуникаций и новых информационных технологий, проведение фестивалей и конкурсов гитаристов, совершенствование педагогических кадров, наконец, доступность качественного инструментария и других необходимых принадлежностей на всех, включая начальную, ступенях обучения - всё это в последние годы способствовало дальнейшему увеличению интереса к гитаре и, следовательно, бурному росту гитарного исполнительства. Анализ конкурсной работы позволяет не только констатировать наличие положительных изменений в гитарном исполнительстве и обучении, но и выявить ряд проблем, характерных для большинства гитаристов, в особенности учащихся школ и студентов средних учебных заведений. Одной из наиболее острых является, на сегодняшний день, проблема репертуара, прежде всего учебного, с точки зрения воспитания грамотного, образованного исполнителя. Рассмотрим несколько сторон этого вопроса, напрямую влияющих на качество подготовки учащихся и студентов класса гитары и на исполнительский уровень конкурсантов. С первых шагов необходимо приучать юного гитариста не только к правильному разбору нот, но и к пониманию музыкальной терминологии, воспитывать культуру чтения нотного текста, не допуская небрежности и вовремя указывая на ошибки. На начальном этапе обучения это, как правило, не представляет для педагога большого труда. С усложнением репертуара картина меняется. Причиной тому изрядное количество неточностей в гитарной литературе, особенно в отечественных изданиях, которыми в большинстве своём укомплектованы библиотеки учебных заведений. Для того, чтобы разобраться, где что не так, порой требуется серьёзная исследовательская работа. Не каждому преподавателю это под силу, тем более в условиях информационного вакуума, в котором до последнего времени находилась наша гитарная педагогика. В настоящее время положение дел несколько меняется, стали более доступными зарубежные источники, появилась возможность связываться с библиотеками и издательствами через Интернет, использовать аудио и видеозаписи выдающихся исполнителей и т. д. К сожалению, практика, в том числе и конкурсная, показывает, что торжествовать по этому поводу рано. Слишком часто приходится сталкиваться и с невысокой культурой разбора произведения, и с весьма вольной его трактовкой, а подчас и с явным заучиванием неверных нот. С увеличением числа состязаний различного возрастного уровня эта проблема становится всё более заметной. Актуальность её чаще даёт себя знать на юношеских и, в особенности, детских конкурсах. Частью рассматриваемой проблемы является выбор той или иной исполнительской редакции, транскрипции. Нужно отметить, что, с одной стороны, эта тема связана с вопросами гитарной аппликатуры, с другой же стороны, созданные, скажем, в середине прошедшего века великолепные образцы редакторского искусства (например, А. Сеговии) ныне в чём-то представляются архаичными. Это касается, в частности, применения "легато", "глиссандо", басовых струн и т.п. Последние пятьдесят лет искусство игры на классической гитаре непрерывно и очень быстро развивается, слуховые представления и взгляды на музыкальное исполнительство меняются, накапливается интеллектуальный, опыт, претерпевает качественные изменения технический уровень. Безусловно, это не предполагает полного отрицания традиций, но некоторый критический подход всё же будет вполне уместен¹. Таким образом, начиная учить то или иное произведение необходимо провести подготовительную работу по проверке текста, используя для этого всевозможные средства (находить первоисточники, различные редакции, прослушивать авторитетные записи), в том числе достижения научно-технического прогресса. В учебном процессе важно побуждать ученика к поиску, пытливости ума, учить выбирать редакцию, переложение, сравнивать и анализировать, находить в них сильные и слабые стороны. Одним из решений данной проблемы могло бы явиться целенаправленное создание сборников учебного репертуара для различных ступеней обучения с подробной, проверенной на практике аппликатурой, с имеющими четкую методическую ориентацию исполнительскими редакциями оригинальных произведений, с ясными, универсальными, а в некоторых случаях "адаптированными" под соответствующий уровень учащихся переложениями и аранжировками. В какой-то мере этот пробел ныне восполнен на начальном этапе обучения, однако уже в старших классах музыкальной школы и в среднем звене ощущается острый дефицит такой литературы. Педагогический репертуар безусловно должен отражать многообразие стилей и жанров и состоять из высокохудожественных образцов музыкального искусства различных эпох, в том числе и современного. Конечно, вопрос художественного уровня музыкального произведения сложный и неоднозначный. В данном случае имеется в виду традиционный классический репертуар, проверенный временем. В настоящий момент со всей актуальностью встаёт вопрос системы обучения и воспитания исполнителя на классической гитаре. Так, например, нередко приходится сталкиваться с серьёзными упущениями в подготовке абитуриентов музыкальных училищ. Обычно в таких случаях исполняется довольно трудная - и технически, и музыкально - программа, однако, часто за ней стоит общая несостоятельность учащегося: отсутствие навыков чтения и разбора нот, представлений об элементарных понятиях соединения звуков, главенства мелодии, об аппликатуре. Всё равно, что выучил ноты, потом сразу "Аппассионату", Второй Концерт Рахманинова, пару ноктюрнов и мазурок Шопена и, пожалуйте - готовый пианист(!). Подготовка музыканта-исполнителя не должна иметь белых пятен. В учебном процессе необходимы последовательность (новое после старого, сложное после простого), неуклонная работа по воспитанию музыкального вкуса учащегося, основанная на разнообразии и высоком качестве репертуара. Хотелось бы высказать несколько пожеланий по поводу составления конкурсных программ. Член жюри хочет услышать от конкурсанта, кроме жанрового и временного разнообразия, такие аспекты исполнения, как техника, музыкальная выразительность, эмоциональность, художественный образ - и чтобы было лаконично и не слишком надуманно. Ярче всего эти элементы проявляются в произведениях высокого класса, т.е. опять же традиционных, уже ставших классикой инструмента. В сочинениях малоизвестных авторов, незнакомых (недавно написанных) порой трудно определить, насколько хорош исполнитель, так как музыкальный материал порождает множество вопросов. Не случайно, на некоторых конкурсах обязательно предоставление в жюри текста свободной программы. Однако, по меткому замечанию директора Конкурса Радио Франции Робера Видаля "есть ряд произведений, в большинстве своём посредственных, которые принесли многим выдающимся музыкантам большой успех. Но и жюри, и публика устали от этих заигранных пьес"². В программе конкурсанта должна быть "золотая середина". Нельзя не отметить ещё раз безусловную важность расширения репертуара за счёт современной музыки. Но если в учебном процессе и концертной практике заниматься поиском нового необходимо и правомерно, то конкурс, видимо, не поле для экспериментов: произведения современных авторов в конкурсной программе должны быть признанными. Обычно же бывает достаточно обязательной пьесы, которая пишется либо специально к конкурсу, либо выбирается из недавно написанных сочинений. Гитара - инструмент необычный, располагающий к "расхлябанности". Если посредственную игру скрипача физически почти невозможно слушать, то тихие звуки гитары обычно не раздражают слух. Но такая игра ещё не может называться профессиональной. Прежде всего, из-за динамической ограниченности гитара требует тонкого, внимательного и скрупулёзного слухового контроля, собранного и дисциплинированного подхода, поэтому важнейшую проблему качества подготовки гитариста можно определить как "культура и эстетика игры". Главным элементом этого весьма широкого и объёмного понятия является звук - тот самый звук классической гитары, который творят руки выдающихся мастеров-гитаристов. Мы не будем вдаваться в подробности постановки аппарата, в принципы формирования плотного, красивого тона, объяснять механику звукоизвлечения и технику работы пальцев - эти вопросы нужно рассматривать отдельно. Сосредоточимся на том, что часто ускользает из поля зрения в рутине учебного процесса, остаётся недосказанным, недослушанным, неуслышанным. На первое место среди недочётов можно поставить ритмическую неряшливость, причём чаще всего возникающую из-за элементарного невнимания. Однако, худшим вариантом этого недостатка является неритмичность, подменяющая агогику и музыкальность. Особенно это видно в произведениях неторопливого характера. Размытость метроритма в сочетании с неоправданными замедлениями и ускорениями на каждом шагу приводит к общей неясности содержания и разрушению формы. Нередко слышишь, как на замечание педагога о неверном ритме учащийся отвечает: "А я так чувствую!" или "А как же душа? Трактовка?..". Не будучи оригинальными, повторим вслед за Гансом фон Бюловом: "Библия музыканта должна начинаться словами "Вначале был ритм". И ещё: "Пульс здорового человека бьётся ровно, но ускоряется или замедляется в связи с переживаниями...",- это сказал Г. Г. Нейгауз. Добавим от себя: аритмия - болезнь, её надо лечить. Работа над ритмом, метрической пульсацией начинается с первого звука, извлечённого на гитаре, с первого аккорда. Равномерность исполнения долей - главное условие выполненности домашнего задания в начальный период обучения. Внимание к ритму не должно ослабевать в течение всего пути становления музыканта. Настоящим бедствием в игре юных гитаристов можно назвать фальшь, образующуюся при нежелательном "наплыве" звуков друг на друга, т.е. то, что пианисты называют "грязная педаль". В силу определённых трудностей, возникающих на начальном этапе при работе над постановкой правой руки, звукоизвлечением, эта проблема не может решаться с самых первых уроков. Здесь важно не упустить момент, когда назревает необходимость приглушать ненужные басы, следить за сменой гармонии, снимать звуки во время пауз. Особенно это касается открытых струн, так как они, преимущественно, являются источником "грязи" такого рода. Нельзя не отметить, с другой стороны, что борьба с фальшью порой превращается в борьбу с "педалью" вообще. Это ни в коем случае не допустимо! Во многом именно "наплыв" звуков создаёт на гитаре иллюзию легато, а в некоторых случаях и неповторимый колорит. Задача педагога - привить учащемуся чувство меры, воспитать вкус, научить его использовать возможности гитары для гармоничного, естественного звучания инструмента. Не секрет, что гитара имеет богатые тембровые возможности. Берлиоз даже называл гитару "оркестром в кармане", и с этим трудно не согласиться. Мало того, смена тембра достигается довольно легко: малейший перенос правой руки вдоль струн, изменение угла оттягивания пальцем струны ощутимо меняет окраску звука. Однако, эта лёгкость не всегда идёт во благо музыке. На заре гитарного исполнительства разнообразный тембровый колорит гитары с успехом применял А. Сеговия для популяризации гитары, пробуждения к ней интереса у музыкальной элиты и простого слушателя. Тембровое богатство гитары сыграло здесь не последнюю роль и, безусловно, явилось одним из стимулов продвижения её на большую сцену. Впрочем, не обошлось и без курьёзов. Одна коронованная особа, услышав игру Сеговии, воскликнула: "Ах, какая музыкальная табакерка!", чем до глубины души оскорбила маэстро и его инструмент. В дальнейшем, с признанием за классической гитарой статуса серьёзного концертного инструмента, нужда в тембровом многообразии постепенно отпала. Исполнителей и слушателей всё больше стал интересовать натуральный звук гитары, а не "музыкальная табакерка", из современных гитаристов мирового класса, пожалуй, только Дж. Брим продолжает твёрдо идти по пути А. Сеговии, тембрально "раскрашивая" музыкальную ткань, как бы оркеструя её. Что же касается современных представлений о музыкальном исполнительстве, то частая смена тембра, сопровождаемая переносом правой руки от подставки к грифу и обратно, относится скорее к признакам дурного тона, хотя нередко принимается за мнимую художественную выразительность. Конечно, мы опять вступаем в область вкуса и чувства меры, однако отметим, что прежде, чем раскрашивать что-либо, нужно четко очертить контуры. Выше уже говорилось о динамической ограниченности гитары и её относительно тихом звуке. Узкая динамическая шкала неизбежно порождает у учащихся стремление расширить её. При этом довольно часто возникают перекосы в ту или иную сторону. Одна категория уходит с головой в пиано и исповедует идею того, что уж коль гитара тихий инструмент, то и нечего пытаться играть громко. В этом случае динамический диапазон начинается с пианиссимо, которое больше напоминает отсутствие звука вообще (по точному выражению Г. Нейгауза, "еще не звук"), и заканчивается где-то в районе меццо-пиано. Другая категория, смотрит на гитару с позиции силы, всячески доказывая, что на ней можно и нужно играть громко, громко и ещё громче. Интересно, что очень часто пианиссимо у данной категории учащихся совпадает с первой, зато фортиссимо напоминает выгрузку металлолома ("уже не звук"). С горечью приходится констатировать, что и это порой выдаётся за эмоциональность и музыкальную чувственность. Думается, выводы напрашиваются сами собой: в использовании динамики, так же, как и тембрового богатства гитары, "педали", в работе над ритмом необходимы здравый смысл, чувство меры и вкус, слуховой контроль и внимание. В конечном итоге, именно это и определяет культуру и эстетику игры на гитаре, правильное использование средств художественной выразительности. В заключение, хочется заметить, что несмотря на широкие перспективы роста гитарного исполнительства в нашей стране, активно развивающиеся школу и исполнительское мастерство, необходимо развеять витающую многие годы вокруг гитары атмосферу загадочности. Понимание того, что классическая гитара - обычный музыкальный инструмент, требующий таланта, грамотности, образования, огромного и кропотливого труда без оглядки на специфику, существенно облегчит отечественным гитаристам поиск своего места в музыкальном исполнительстве.